В мире об НПФ


Как и Кыргызская Республика, страны СНГ столкнулись определенными проблемами в системе пенсионного обеспечения.  Основными причинами по коренному изменению пенсионных отношений стали следующие: низкий размер пенсии, малый учёт вклада тех, кто много зарабатывает и делает большие пенсионные взносы, сложность и запутанность пенсионного законодательства, невозможность заранее рассчитать каждому свою пенсию.  Данные проблемы показывает насколько не совершенна существующая солидарно-распределительная система, доставшаяся в наследство от бывшего СССР. Связи с чем, в странах СНГ начали проводиться реформы, направленные на совершенствование системы пенсионного обеспечения. Рассмотрим результаты проведенных реформ на примере Российской Федерации и Республики Казахстан.

Российская Федерация. Предполагается, что новая модель пенсионной системы гарантирует каждому получение пенсии, которая будет, безусловно, обеспечивать прожиточный минимум и напрямую зависеть от страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисляемых исходя из размера получаемой зарплаты. Иными словами, пенсия по новым правилам не будет назначаться государством, её должен будет зарабатывать сам гражданин. Полностью по новой модели пенсия будет начисляться лишь тем, кто только после 1 января 2002 года начал свою трудовую деятельность.

Пенсионная реформа 2002 года ввела ряд новшеств, которые сделали пенсионную систему непрозрачной и весьма трудной и сложной для восприятия. Введенный в 2001 году единый социальный налог (ЕСН), в части, подлежащей зачислению в Пенсионный фонд, в 2002 году разделен на три части – ЕСН, направляемый на выплаты базовой части трудовой пенсии, взносы на выплаты страховой и накопительной ее частей. С 2005 года ставка ЕСН, снижена с 14% до 6%, что привело к дефициту средств на выплаты базовой части трудовой пенсии.

Согласно закону базовая часть трудовых пенсий подлежит: поэтапному приближению к величине прожиточного минимума пенсионера; регулярной индексации «с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели» в федеральном бюджете и бюджете ПФР на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и периодичность определяются правительством. Одним из основных «пенсионных» законов является Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации». Согласно законодательству РФ трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Базовая часть трудовой пенсии — это фиксированная часть пенсии, размер которой устанавливается пенсионным законодательством. Периодически, с учетом темпов роста инфляции, размер базовой части трудовой пенсии будет индексироваться. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.

Размер страховой части трудовой пенсии согласно положениям За­кона о трудовых пенсиях определяется исходя из суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоя­нию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии.

Накопительная часть трудовой пенсии предусмотрена только для возрастных групп, для которых установлена уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, то есть для мужчин 1953 года рождения и моложе и женщин 1957 года рождения и моложе. Размер накопительной части трудовой пен­сии зависит от сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета конкретного застрахованного лица.

Финансирование выплаты пенсий осуществляется за счет средств Пенсионного фонда, образуемых за счет уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд, и ассигнований из федерального бюджета. За счет второго источника осуществляется выплат пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям, а также социальных пенсий, кроме того, начиная с 1998 года,  этими средствами финансируются расходы на выплату пенсий за периоды, не связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ. Остальные пенсии финансируются за счет средств Пенсионного фонда России.

Накопительная часть пенсии формируется также в негосударственных пенсионных фондах.

Казахстан первым среди стран СНГ провел пенсионную реформу, результатом которой явилась смена солидарной пенсионной системы на накопительную. Концепция реформы пенсионной системы Республики Казахстан была опубликована весной 1997 года и стала основой принятого в июле того же года закона о пенсионном обеспечении. Пенсионная реформа должна была решить три задачи. Первая — расшить гигантские долги по пенсионным выплатам, скопившиеся к середине 90х годов в рамках старой солидарной системы. Вторая — создать накопления, финансовую подушку для стимулирования экономического развития страны. Третья — заложить основы появления в Казахстане настоящего, а не суррогатного фондового рынка. Была и четвертая задача — пополнить за счет пенсионных накоплений трещавший по швам государственный бюджет: предполагалось, что не менее половины пенсионных активов будут вложены в государственные ценные бумаги. Впрочем, благодаря устойчивому росту цен на нефть, уже через несколько лет проблемой стал не дефицит, а профицит бюджета.

За образец казахстанской пенсионной системы приняли чилийскую модель. В Казахстане размер отчислений составил 10% от заработной платы. Можно отчислять в НПФ и добровольные пенсионные взносы. В республике появились накопительные государственные и частные пенсионные фонды. Вместе с тем государство подтвердило свои обязательства по выплате пенсий, заработанных в рамках солидарной пенсионной системы — граждане республики, имевшие на 1 января 1998 года хотя бы полугодовой трудовой стаж, получили право вместе с накопленной пенсией получать выплаты по солидарной системе.

Радикализм казахской пенсионной реформы удивил даже экспертов МВФ. В отличие от многих развитых и развивающихся стран с быстро стареющим населением, что подтачивает основу солидарных пенсионных систем, в Казахстане преобладают молодые демографические страты. Эксперты мирового банка признают, что возрастная структура населения в принципе позволяла стране продолжать поддерживать солидарную систему. Эксперты, в том числе международные, высоко оценивают законодательную базу накопительной пенсионной системы Казахстана: она хорошо защищает вкладчика. В частности, законом предусмотрено разделение балансовых счетов НПФ и вкладчика, то есть даже при банкротстве фонда пенсионные накопления не страдают. Взносы уплачиваются в НПФ, их инвестированием занимаются специально созданные компании управления пенсионными активами. Счета вкладчиков ведет банккастодиан (юридическое лицо, наделенное функциями хранения денежных средств и ценных бумаг).

 

Добавить комментарий